Медико-Диагностический Центр

г. Сарапул, ул. Дубровская

Дислексия

Дислексия – речевое расстройство, возникающее на фоне незрелости или дисфункции психических механизмов, отвечающих за сформированность навыков чтения. Дислексия характеризуется стойкостью нарушений, типичностью и системной повторяемостью ошибок во время чтения.

Что такое дислексия

Патология проявляется заменой одних звуков на другие, их смешением, искажением слогового строения слов, чтением по буквам, непониманием прочитанного, постоянными ошибками.

Диагностика проводится при помощи оценки зрелости и полноты навыков чтения, выяснения нарушений иных психических процессов.

Коррекция дислексии должна быть комплексной. Она требует работы над произношением, письмом, фонематическими аспектами устной речи, грамматики, логического понимания прочитанного.

Врачи отмечают, что дислексия — это не просто трудности с чтением, а сложное неврологическое расстройство, которое затрагивает способности к восприятию и обработке письменной информации. Специалисты подчеркивают, что дислексия не связана с интеллектом; многие люди с этим расстройством обладают высоким уровнем умственных способностей. Важно, чтобы родители и учителя понимали, что дети с дислексией нуждаются в особом подходе и поддержке. Раннее выявление и индивидуальные методы обучения могут значительно улучшить навыки чтения и письма. Врачи рекомендуют проводить диагностику на ранних этапах, чтобы обеспечить эффективную помощь и адаптацию в образовательной среде.

ДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Причины

Дислексия – сложное расстройство, связанное с патологическими изменениями высших психических функций.

Дислексия развивается как на фоне сохраненного, так и нарушенного интеллектуального развития.

Чаще всего дислексия сопровождает задержку психического развития, реже встречается у ребят с хорошими познавательными способностями. В логопедии дислексию определяют как частичное нарушение навыков чтения, которое может протекать изолировано, а может сопровождаться дисграфией – нарушением навыков письма.

За рубежом распространена теория возникновения дислексии из-за наследственной предрасположенности, которая нередко наблюдается у людей с правополушарным типом нервной системы, а также у детей с приоритетом левой руки в процессе освоения предметной деятельности.

Отечественные специалисты выдвигают предположение, что дислексия связана с воздействием биологических факторов, таких как:

  • гипоксия;
  • интоксикации;
  • родовые травмы;
  • сердечные пороки;
  • токсические воздействия;
  • лекарственные или наркотические вещества;
  • гемолитические нарушения;
  • резус-конфликт;
  • неудачные плодоизгоняющие манипуляции;
  • нейроинфекции.

Дислексия часто является признаком более серьезных болезней, встречается при ЗПР, церебральном параличе, тяжелых речевых нарушениях, отсталом интеллекте.

Дислексия может быть вызвана социальными факторами, при этом интеллектуальные способности у таких детей полностью сохраняются. В таких случаях нарушения речи развиваются при недостатке общения со взрослыми, педагогической запущенности, развитии детей в условиях изоляции.

Причинами неправильного чтения могу выступать дисфункции различных речевых анализаторов:

  • двигательного;
  • слухового;
  • зрительного.

Это происходит по причине того, что данные процессы запускаются после зрительного изучения букв и слогов, объединения их в слова, осознания смысла текста. Если в этой цепочке хотя бы одно звено выпадает, весь процесс нарушается и возникает дислексия.

С психологической точки зрения дислексию порождает незрелость психофизиологических функций, из-за чего страдают разные аспекты познавательной деятельности, в том числе и речь.

Классификация

По симптоматике различают дислексию при которой замедляется процесс усвоения некоторых букв, она носит название «литерная». Когда же ребенок затрудняется прочитать слово, такую дислексию называют «вербальной».

По механизмам возникновения патологии в той или иной сфере речи выделяют:

  • фонематическую дислексию, когда нарушено речевое восприятие, анализ и синтез речи;
  • семантическую, при бедности словарного запаса, непонимании сути предложений, отсутствии или недоразвитии словообразования;
  • аграмматическую, возникающую вследствие нарушений в грамматической сфере речи, логики ее морфологического построения;
  • мнестическую, здесь имеет место нарушения процессов запоминания, появление трудностей в соотношении звуков и букв;
  • оптическую, когда наблюдаются дисфункции зрительных и пространственных образов;
  • тактильную, возникает на фоне нечеткого различения пальцами рук букв у слабовидящих деток.

Фонематическую, аграмматическую и семантическую дислексию вызывают нарушения в речевых анализаторах. Оптическая, тактильная и мнестическая дислексия возникают на фоне незрелости психических процессов.

Дислексия — это специфическое нарушение, которое затрагивает способность человека читать и писать. Многие люди, сталкивающиеся с этой проблемой, описывают свои ощущения как постоянную борьбу с буквами и словами. Часто они испытывают трудности с восприятием текста, что может вызывать чувство стыда и неуверенности. Однако, несмотря на сложности, многие дислексики находят свои сильные стороны, такие как креативность и способность мыслить нестандартно. Общество постепенно начинает осознавать, что дислексия — это не признак низкого интеллекта, а просто другой способ восприятия информации. Поддержка со стороны семьи и учителей играет ключевую роль в адаптации и успешной социализации людей с дислексией. Важно создавать инклюзивную среду, где каждый сможет раскрыть свой потенциал, независимо от особенностей восприятия.

ДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна ЧерниговскаяДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна Черниговская

Признаки

При дислексии могут отмечаться нарушения различных высших функций, деформации мнестических и фонематических сторон речи, незрелость строя речи с точки зрения лексики и грамматики, моторных координаций, ослабление внимания, памяти, воли.

Основными симптомами дислексии выступают дефекты произношения, малый словарный запас, недостаточно полное осмысление речевых формулировок.

Часто дети с этим расстройством неправильно формулируют словосочетания и предложения, неверно употребляют слова, не могут связать члены предложения или словосочетания воедино.

  • В случае фонематических нарушений преобладают звуковые замены, смешение похожих по артикуляции звуков, добавление лишних звуков или их перестановка в словах.
  • Дислексия по семантическому типу характеризуется расстройством понимания прочитанных слов и фраз, при этом сама техника чтения остается правильной.
  • При аграмматическом варианте дислексии возникает неверное чтение с искажением согласования числа, рода и падежа.
  • Мнестическая дислексия характеризуется расстройством зрительного и слухового восприятия, то есть страдает память на запоминание букв.
  • При оптической дислексии заменяются буквы, похожие по написанию. Также ребенок путает строчки текста.
  • Тактильная дислексия проявляется у людей со слабым зрением или незрячих. Они не могут точно определять буквы по точкам Брайля.

Диагностика

  1. Логопедическое консультирование, при котором определяется уровень сформированности навыков устной речи и письма, их соответствие возрастным нормам, а также условия речевого развития, развитие артикуляции, успеваемость ребенка.
  2. Диагностика устной речи предполагает оценку моторных функций, правильности произношения, развития фонематической стороны речи, грамматики, понимания ее смысла.
  3. Письменные функции проверяются специальными заданиями на списывание, диктантами, самостоятельной работой по написанию текстов.
  4. При необходимости проводятся дополнительные консультации с неврологом, офтальмологом, а также инструментальные обследования – ЭЭГ, ЭхоЭГ.
Татьяна Черниговская: что же такое дислексия с точки зрения нейробиологииТатьяна Черниговская: что же такое дислексия с точки зрения нейробиологии

Коррекция дислексии

Работа с нарушениями речевого аппарата включает занятия по исправлению произношения и письма, а также коррекцию нарушений высших психических процессов.

  • Фонематический тип дислексии требует мероприятий по постановке правильного и четкого звукового произношения, развития фонематической стороны речевого процесса в полном объеме, формированию правильных буквенных и слоговых составляющих слова.
  • Семантическая форма дислексии корректируется формированием умения синтезировать слоги, увеличением запаса слов, изучением правил грамматики.
  • При аграмматической нарушении речи важно развить у ребенка правильную систему образования и изменения слов.
  • Мнестическая дислексия корректируется развитием процессов запоминания при помощи слуха и зрения.
  • При оптическом варианте дислексии развивают зрительное и пространственное восприятие.
  • Тактильная дислексия требует формирования навыков различения предметов и схем точечного чтения.

Вопрос-ответ

Как проявляется дислексия?

Дислексия у детей в школьном возрасте. Трудности с поиском правильного слова или формированием ответов на вопросы. Проблемы с запоминанием последовательности вещей. Трудности с поиском сходств и различий в буквах и словах. Неспособность произнести незнакомое слово.

Как понять, что ты дислексия?

Чтобы понять, что у вас дислексия, обратите внимание на трудности с чтением, правописанием и распознаванием слов, несмотря на нормальный уровень интеллекта и обучение. Часто люди с дислексией испытывают затруднения с последовательностью букв, могут путать похожие слова и медленно осваивать навыки чтения. Если вы замечаете такие симптомы у себя или у ребенка, стоит обратиться к специалисту для диагностики и получения рекомендаций.

Как мыслят дислексики?

Взрослый человек с дислексией и связанными с ней трудностями обучения имеет неразборчивый, «грязный» почерк, делает частые помарки, а также может писать одно и то же слово каждый раз по-разному. То есть сегодня он может написать «предмет», а завтра — «придмет».

Можно ли исправить дислексию?

Дислексия не проходит сама по себе, но с возрастом и с помощью специальных методик можно значительно улучшить навыки чтения и письма. Раннее вмешательство и постоянная поддержка помогут человеку лучше справляться с трудностями.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь за профессиональной помощью. Если вы или ваш ребенок испытываете трудности с чтением и письмом, важно обратиться к специалисту, такому как логопед или психолог, который имеет опыт работы с дислексией. Они могут провести диагностику и предложить индивидуальные методы коррекции.

СОВЕТ №2

Используйте специальные обучающие материалы. Существуют различные ресурсы и программы, разработанные специально для людей с дислексией. Они могут включать аудиокниги, интерактивные приложения и визуальные пособия, которые помогут улучшить навыки чтения и письма.

СОВЕТ №3

Создайте поддерживающую атмосферу. Важно окружить человека с дислексией поддержкой и пониманием. Обсуждайте его трудности открыто, избегайте критики и поощряйте усилия. Это поможет повысить уверенность и мотивацию.

СОВЕТ №4

Развивайте навыки организации и планирования. Помогите человеку с дислексией научиться организовывать свои задания и время. Используйте календари, списки дел и визуальные напоминания, чтобы облегчить процесс обучения и управления задачами.

Ссылка на основную публикацию
Похожее

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Copyright © 2015 Медико-Диагностический Центр. Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой. Информация на сайте размещена исключительно в целях исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителя» и не является рекламой.