Умственная отсталость — патологическое состояние нервной системы врождённого или приобретённого характера, проявляющееся недостаточностью интеллектуальных способностей, нарушениями в сфере эмоций, воли, речи, моторики. Степень выраженности дефекта диагностируется при помощи специфических тестов. Лечение комплексное, включает купирование причинных факторов, компенсацию патологических проявлений, адаптацию и социализацию. Прогноз для выздоровления чаще неблагоприятный, для бытовой, трудовой адаптации благоприятен при лёгкой степени тяжести заболевания.
Этиология, причины умственной отсталости
Умственная отсталость распространена достаточно широко среди населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, она свойственна в разной степени 3% людей, среди которых 13% приходится на тяжёлые формы. Мужской пол страдает в 1,5 раза чаще женского.
Патология может развиться под воздействием вредоносных факторов во время беременности, родов, в раннем детском возрасте или быть наследственной.
Причинными факторами могут являться:
- наследственные болезни;
- хромосомные мутации;
- врождённые пороки развития ЦНС;
- гестозы беременности;
- инфекционные болезни матери в период беременности;
- работа женщины во вредных условиях в период гестации;
- злоупотребление будущей матери алкогольными напитками;
- бесконтрольный приём лекарственных препаратов;
- тяжёлые роды, сопровождающиеся гипоксией, асфиксией плода;
- преждевременные роды;
- болезни ЦНС, нейроинфекции в раннем возрасте;
- черепно-мозговые травмы в родах или раннем возрасте;
- микроцефалия;
- эндокринные патологии;
- дефекты ферментных систем с развитием фенилкетонурии, галактоземии.
Этиологические факторы могут быть единичными или комплексными, что усугубляет ситуацию.
Врачи отмечают, что умственная отсталость является сложным и многофакторным состоянием, которое требует комплексного подхода в диагностике и лечении. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления нарушений развития, так как это позволяет своевременно начать коррекционные мероприятия. Врачи акцентируют внимание на том, что поддержка семьи и социальная интеграция играют ключевую роль в жизни таких пациентов. Психологи и педагоги, работающие с детьми с умственной отсталостью, рекомендуют индивидуализированные программы обучения, которые учитывают особенности каждого ребенка. Кроме того, медицинские эксперты подчеркивают необходимость междисциплинарного подхода, включающего специалистов различных областей, чтобы обеспечить максимальную эффективность реабилитации и улучшение качества жизни пациентов.
Классификация
По наиболее распространённой классификации умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Наиболее тяжёлой формой является идиотия, лёгкий вариант отсталости — дебильность.
Современная Международная классификация болезней рекомендует подразделение признака на 4 степени: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую. По общему уровню психического развития лёгкая форма соответствует 9 — 12 годам, умеренная подобна развитию в 6 — 9 лет, при тяжёлой развитие останавливается на уровне ребёнка 3 — 6 лет, при глубокой — до 3 лет.
Клинико-физиологическая классификация по Исаеву выделяет стенический, астенический, дисфорический и атонический варианты болезни, ориентируясь на особенности психической симптоматики.
По этиопатогенетическому принципу патология подразделяется Сухаревым на наследственные патологии, эмбриопатии, вызванные мутациями под воздействием различных факторов до родов и состояния, развившиеся под влиянием тяжёлых, ранних родов, заболеваний на первых месяцах жизни.
Классификация Озерского выделяет ядерные формы, при которых дефект интеллекта тотальный, и атипичные, при которых наблюдается неравномерность, избирательность, парциальность психического недоразвития.
Все формы умственной отсталости делят на дифференцированные, с известной этиологией и патогенезом, и недифференцированные. Дифференцированные формы представляют собой самостоятельные нозологические единицы.
Клиника, симптомы
Клинические проявления полиморфны, степень их выраженности может быть различной.
Симптоматика складывается из когнитивных нарушений, патологии эмоционально-волевой, двигательной сферы, речи.
Интеллектуальный дефект может быть глубоким, тяжёлым, умеренным или лёгким.
- При глубокой умственной отсталости больные дезориентированы, не узнают близких, не понимают обращённую речь, не ориентируются в понятиях опасности. По степени активности могут быть вялыми, малоподвижными или импульсивными, склонными к агрессии и аутоагрессии. Речь ограничивается воспроизведением нескольких простых слов и нечленораздельных звуков. Часто параллельно имеется нарушение двигательных функций. Больные подлежат постоянному уходу. Коэффициент умственного развития по Векслеру при глубокой форме составляет менее 20.
- Тяжёлая отсталость характеризуется низким уровнем социальной адаптации. Больные могут постигать простые представления о жизни, способны обучиться навыкам самообслуживания. Имеются дефекты артикуляции, запас слов мал. Часты нарушения походки, моторики конечностей. Не способны существовать без постоянной опеки. Коэффициент умственного развития 20 — 35.
- При умеренной форме возможно освоение простых трудовых действий, навыков бытового обслуживания. Но отсутствует способность принимать самостоятельно решения. Нуждаются в постоянном контроле и соучастии. Коэффициент умственного развития равен 35 — 50.
- Лёгкая степень отсталости позволяет больным вести самостоятельную жизнь, получить специальность, работу, завести семью. Достаточно хорошо развивается обиходная речь, механическая память. Невозможно абстрактное мышление, обобщение, формирование сложных понятий. Не выражают инициативы и своего мнения. Больные обучаются в школах по специальным программам, медленно осваивают чтение, письмо, счёт, получают рабочие специальности в училищах. Коэффициент интеллекта по Векслеру равен 50 — 70.
Кроме когнитивной несостоятельности часто имеются нарушения эмоциональных, волевых качеств разной степени выраженности и направленности.
Дифференцированные формы имеют характерные клинические проявления.
- При синдроме Дауна пациенты добродушные, ласковые, дружелюбные, улыбчивые. Характерно: широкая переносица, монголоидный разрез глаз, большой язык, поперечная борозда на ладони.
- При синдроме Тернера больные склонны к невротическим реакциям, агрессивности. Имеют низкий рост, диспропорциональное строение тела, аномалии развития, недоразвитие половых органов.
- Синдром Клайнфельтера встречается у мальчиков. Проявляется эмоционально-волевыми нарушениями, невротическими, шизофреноподобными реакциями, паническими атаками. Больные высокие, астеничные, с недоразвитием половых органов, бесплодием.
- При фенилкетонурии кроме умственной отсталости имеется специфический мышиный запах, патология пигментного обмена. Осложнениями патологии могут явиться: психозы, психопатии, депрессии, эпилептиформные приступы.
Умственная отсталость — это тема, которая вызывает множество мнений и эмоций в обществе. Многие люди воспринимают её как нечто негативное, ассоциируя с ограничениями и трудностями. Однако важно понимать, что умственная отсталость — это не приговор, а состояние, которое требует особого подхода и поддержки.
Некоторые считают, что такие люди не способны к обучению или развитию, но это заблуждение. С правильной помощью и вниманием они могут достигать значительных успехов в различных сферах жизни. Общество должно стремиться к инклюзии, создавая условия для полноценного участия таких людей.
Кроме того, важно развивать толерантность и понимание. Умственная отсталость не определяет личность человека; за диагнозом стоят уникальные истории, мечты и таланты. Открытое обсуждение этой темы может помочь разрушить стереотипы и сформировать более позитивное восприятие, основанное на уважении и поддержке.
Диагностика
Диагноз выставляется на основании жалоб, анамнеза жизни, болезни, гинекологического анамнеза, генеалогического анамнеза, клинического осмотра, результатов инструментальных обследований, специфического тестирования.
Для оценки уровня интеллекта у детей старше 6 лет используют шкалу Станфорд-Бине, для 3 — 6-летних применяется тест Векслера, до 3 лет — тест Бейли.
Для оценки адаптивного поведения применяется шкала Вайнленда.
Дополнительно для обследования могут назначаться:
- скрининговые анализы обменных процессов;
- генетическое тестирование;
- пренатальная диагностика в форме УЗИ, амниоцентеза;
- ЭЭГ, РЭГ;
- МРТ, КТ головного мозга;
- психологическое, педагогическое тестирование.
Лечение, прогноз
Лечение умственной отсталости комплексное, включает купирование причинных факторов, компенсацию патологических проявлений, адаптацию и социализацию.
- При известной этиологии проводится этиотропное лечение: антибиотики при сифилисе, сульфаниламиды, хлоридин при токсоплазмозе, гормоны при эндокринной патологии.
- При обменных нарушениях может назначаться строгая диета.
- Из медикаментозных средств назначают ноотропы, антидепрессанты, транквилизаторы, витамины.
- Применяются занятия с логопедом, дефектологом, психологом, психотерапевтом.
- Обязательным моментом является организация социальной адаптации, обучения.
По показаниям оформляется инвалидность.
Прогноз для выздоровления чаще неблагоприятный, для бытовой, трудовой адаптации благоприятен при лёгкой степени тяжести заболевания.
Вопрос-ответ
В чем проявляется умственная отсталость?
Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка или неполное развитие психики, которое в первую очередь сказывается на интеллекте. Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции. Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей.
Чем отличается умственная отсталость от слабоумия?
Патология интеллекта (слабоумие) может быть врожденной и приобретенной. Врожденное слабоумие: умственная отсталость — врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние общего недоразвития психики с существенной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Какой IQ при умственной отсталости?
Современный Международный классификатор болезней (МКБ-10) различает четыре состояния, разграничивая уровень IQ-интеллекта при легкой умственной отсталости: легкая УО – интеллект 50-70 баллов IQ, развитие достигает возраста 9-12 лет. Умеренная – 35-49 IQ, что соответствует 6-9 годам. Тяжелая – 20-34 IQ, 3-6 лет.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основы умственной отсталости и ее виды. Понимание различных форм этого состояния поможет вам лучше осознать, как оно влияет на людей и какие подходы могут быть наиболее эффективными в поддержке и помощи.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалистам. Если вы или кто-то из ваших близких сталкивается с умственной отсталостью, важно проконсультироваться с врачами и психологами, которые могут предложить профессиональную помощь и рекомендации по обучению и социализации.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте комфортные условия для обучения и развития, используя доступные ресурсы, такие как специальные программы, игры и занятия, которые помогут развивать навыки и уверенность в себе.
СОВЕТ №4
Обучайте терпимости и пониманию. Важно развивать у окружающих людей, включая детей, осознание и уважение к различиям, чтобы создать более инклюзивное общество, где каждый чувствует себя принятым и ценным.