Все дети любят играть, причем для одних в приоритете подвижные игры, для других – спокойные и интеллектуальные. Но современные мальчики и девочки любят еще и компьютерные игры, готовы пожертвовать многим, чтобы получить возможность сыграть лишний час в свою любимую «бродилку» или «стрелялку».
Некоторые родители смотрят на данный факт спокойно, так как ребенок находится дома, всегда на месте и на виду, другие взрослые бьют тревогу, понимая, что ничем другим, кроме компьютера, малыш не интересуется. Что же так привлекает детей в компьютерных играх, и каково влияние данного времяпровождения на детскую психику?
Ловушки воображения
Детское воображение имеет свои особенности. Оно отличается большей подвижностью, чем у взрослого, быстротой, когда на основе малого объема знаний быстро создается новый образ или сюжет. Кроме того, дети склонны к гиперболизации (преувеличению происходящих событий), неточности образов, некритичному восприятию происходящего, доверию к получаемой информации. Критичность начинает формироваться лишь с подросткового возраста, где-то с 12 лет.
Все эти особенности создают благодатную почву для того, чтобы легко вжиться в воображаемый игровой сюжет. Кроме того, компьютерные игры имеют красочную картинку, веселую или необычную музыку, которая вызывает привыкание, стремление окунуться в данный мир снова и снова.
Крайней формой сочетания детского воображения и компьютерной игры будет перенос игровых событий в реальную жизнь. Ребенок теряется и не осознает, где заканчивается игра и начинается обыденная жизнь. В связи с этим зафиксированы реальные случаи попыток самоубийств детей, которые потом говорили, что они «сохранились», поэтому не могли умереть. Дети идентифицировали себя с бессмертным героем, который способен выйти из любой ситуации.
Часто из-за этого развивается и повышенная детская агрессивность, потому что в играх действуют именно такими методами, и за это получают бонусные очки. Ребенок бессознательно проводит параллель с реальным миром, начинает решать все спорные ситуации силовыми методами.
Пристрастие к игре меняет восприятие реальности, искажает ее. Нужны будут огромные усилия и длительное время, чтобы вырвать ребенка из мира игры, а потому важно не допустить игромании в детской среде.
Врачи отмечают, что влияние компьютерных игр на психику ребенка является многогранным и требует внимательного анализа. С одной стороны, умеренное время, проведенное за играми, может развивать когнитивные навыки, такие как реакция, внимание и стратегическое мышление. Некоторые игры способствуют улучшению координации и способности к решению проблем. Однако, с другой стороны, чрезмерное увлечение может привести к негативным последствиям, включая зависимость, агрессивное поведение и снижение социальной активности. Педиатры подчеркивают важность баланса: игры не должны заменять физическую активность и общение с окружающими. Родителям рекомендуется контролировать время, проведенное детьми за экранами, и выбирать игры, которые способствуют развитию, а не деструктивному поведению.
Признаки зависимости
Крайнюю приверженность к компьютерным и иным играм называют игроманией. Ее проявления в детском возрасте следующие:
- ребенок стремится все свободное время проводить за компьютером (ноутбуком, планшетом);
- потеря интереса к учебе, хобби и увлечениям, которыми занимался ранее;
- не способен контролировать время, проводимое в игре, ребенку кажется, что поиграл совсем немного;
- все разговоры так или иначе сводятся к сюжету игры;
- приступы агрессии и истерики;
- ребенок лжет о том, как проводил свободное время в отсутствие родителей;
- плохо засыпает и с трудом просыпается;
- появился синдром «сухих глаз», жалуется на ощущение «песка» в глазах, трет их руками;
- нарушения осанки, боли в спине из-за неудобной позы за компьютером.
Ограничение использования
Даже если у ребенка нет вышеперечисленных признаков, все равно использование современных гаджетов необходимо ограничивать. Сам ребенок должен знать и понимать, что существует проблема компьютерной зависимости, из-за которой люди теряют много ценного в своей жизни.
Сыну или дочери можно показать видеоролик об этом, объяснить, что когда игра затягивает, необходимо сразу ее прервать, хоть этого делать и не хочется. Иначе компьютер станет управлять жизнью ребенка, а не наоборот. Обычно дети легко понимают это и начинают себя контролировать, так как боятся «заболеть».
Среди российских школьников был проведен социологический опрос, где спрашивали, какое минимальное количество времени они хотели бы проводить за компьютером. Большинство ответили, что 2 часа. Однако мнение педиатров на этот счет отличается от желания детей. Они считают, что можно знакомить с компьютером с 5 лет, и игры должны длиться 20-25 минут. В 6 лет – это 30-35 минут, с восьми – 40 минут. Начиная с 11 лет, игры могут продолжаться по часу, но не более двух часов в день суммарно. Естественно, что в действительности большинство подростков проводят за компьютером гораздо больше времени, примерно 4 часа в сутки.
Мнения о влиянии компьютерных игр на психику ребенка разделяются. Одни эксперты утверждают, что игры могут развивать когнитивные навыки, такие как внимание, реакция и стратегическое мышление. Они отмечают, что многие современные игры требуют командной работы и коммуникации, что способствует социальному взаимодействию.
С другой стороны, существует мнение, что чрезмерное увлечение играми может привести к агрессии, социальной изоляции и снижению учебной успеваемости. Родители часто беспокоятся о том, что дети могут стать зависимыми от виртуального мира, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии и реальных отношениях.
Важно находить баланс и контролировать время, проведенное за играми, чтобы минимизировать потенциальные риски и использовать положительные аспекты компьютерных игр для развития ребенка.
Советы родителям
- Установить пароль на все используемые ребенком гаджеты.
- Контролировать время, проводимое сыном или дочерью за компьютером.
- Не поощрять и не наказывать с помощью компьютерных игр, так как тогда повышается их значимость и ценность.
- Разнообразить досуг семьи, больше общаться с родственниками и друзьями, устраивать семейные праздники, отдых на природе.
В наш век высоких технологий полностью лишить ребенка возможности пользоваться достижениями прогресса, значит, лишить его лидерских позиций и в настоящем, и в будущем. Есть множество компьютерных игр и программ, которые помогают детям легко и быстро учиться и развиваться. Так можно выучить иностранный язык, узнать много нового и интересного о живой и неживой природе, посмотреть этапы проведения химических и физических опытов и многое другое. Главное, чтобы ребенок понимал, что компьютер, ноутбук и планшет – всего лишь средства для развлечения и получения новых знаний, а не главные приоритеты в жизни.
Вопрос-ответ
Как компьютерные игры влияют на психику ребенка?
Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния, чем остальные. У детей это выражается в повышенной возбудимости, отсутствии навыков общения. Тревожные сигналы: неспособность сконцентрироваться, нарушение сна, тревога, раздражение и социальные фобии.
Что происходит, когда дети слишком долго играют в видеоигры?
Плохой сон или бессонница. Проблемы с поведением, включая импульсивные действия. Потеря социальных навыков. Насилие.
Как влияют компьютерные игры на нервную систему?
Компьютерные игры или видеоигры уже давно стали предметом научных исследований. Ученые выяснили, что шутеры улучшают реакцию, концентрацию внимания и повышают многозадачность, а также могут помочь в борьбе с болезнью Альцгеймера и деменцией.
Что происходит с мозгом во время компьютерных игр?
«Видеоигры подавляют гиппокамп и вызывают депрессию». «Игры замедляют развитие лобных долей мозга — отвечающих за поведение человека, его память, эмоции и обучение». «Компьютерные игры ведут к деградации лобных долей». Эти и другие заголовки можно увидеть по всему интернету — и в английском, и в русском сегменте.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за возрастными рейтингами игр. Выбирайте игры, соответствующие возрасту вашего ребенка, чтобы избежать негативного влияния на его психику и развитие.
СОВЕТ №2
Устанавливайте временные ограничения на игру. Определите, сколько времени ваш ребенок может проводить за компьютером, чтобы избежать зависимости и обеспечить баланс между играми и другими активностями.
СОВЕТ №3
Обсуждайте с ребенком его игровые предпочтения. Проводите время вместе, играя в игры или обсуждая их, чтобы понять, какие эмоции и идеи они вызывают, и помочь ребенку осознанно подходить к игровому процессу.
СОВЕТ №4
Поощряйте разнообразные виды деятельности. Содействуйте увлечению спортом, чтением или творчеством, чтобы ребенок развивал различные навыки и интересы, что поможет сбалансировать влияние игр на его психику.