Нарушения речи могут возникать и у взрослых, и у детей спонтанно, в связи с заболеванием. Но чаще всего они развиваются с рождения, а заметными становятся постепенно, когда ребенок старается овладеть устной речью.
Причины нарушений речи
Нарушения речи не связаны с проблемами слуховой системы. При речевых нарушениях слух полностью в норме и не влияет на звукопроизношение.
Причины можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.
- Биологические.
- Врожденные. Ребенок рождается с аномалиями развития – расщелина неба, губы и пр.
- Органические. Проблемы в произношении слов связаны с соматической болезнью – опухоль, инсульт, инфаркт головного мозга и пр.
- Травма. Это может быть травма, полученная ребенком во время родов. Или же посттравматические последствия у взрослого человека.
- Инфекции. Чаще всего инфекционные болезни оказывают негативное влияние в период младенчества или во время внутриутробного развития.
- Социальные.
- Двуязычие. Ребенок, растущий в среде, где разговаривают на 2-х и более языках, часто имеет некоторые проблемы в произношении.
- Педагогическая запущенность. Малое внимание родителей на проблемы произношения у ребенка.
- Неправильное произношение звуков у окружающих ребенка людей.
- Низкая степень общения ребенка с взрослыми.
Врачи отмечают, что нарушения речи могут иметь разнообразные причины и проявления. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как своевременное вмешательство значительно увеличивает шансы на успешное восстановление. Многие нарушения, такие как заикание или дислексия, могут быть связаны как с генетическими факторами, так и с воздействием окружающей среды. Педиатры и логопеды рекомендуют родителям внимательно следить за речевым развитием детей и при первых признаках отклонений обращаться за помощью к специалистам. Важно помнить, что каждый случай индивидуален, и подход к лечению должен быть комплексным, включая как медицинские, так и психологические аспекты. Врачи уверены, что поддержка семьи играет ключевую роль в процессе реабилитации.
Классификация
- Нарушения устной речи:
- нарушения фонации: дизартрия, дислалия, заикание и пр.;
- нарушения внутреннего формирования речи: афазия и пр.
- Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.
Диагностика нарушений речи
Основывается на нескольких этапах.
- В первую очередь исключают соматическое заболевание и органические нарушения со стороны центральной нервной системы. Для этого невролог проводит осмотр, общается с ребенком, проверяет рефлексы и пр.
- При надобности назначается ряд инструментальных исследований: компьютерная томография, МРТ, рентгенография.
- Далее человек проходит обследование у логопеда-дефектолога. Этот специалист определяет тактику дальнейшего восстановления речи.
Нарушения речи — это тема, вызывающая множество мнений и обсуждений. Многие люди считают, что такие проблемы могут значительно влиять на качество жизни, особенно у детей. Родители часто делятся своими переживаниями о том, как трудно их детям общаться с окружающими, что может приводить к социальной изоляции и снижению самооценки. Специалисты, такие как логопеды, подчеркивают важность ранней диагностики и коррекции нарушений, чтобы помочь детям развивать навыки общения. В то же время, существует и мнение, что общество должно быть более терпимым и поддерживать людей с такими проблемами, создавая инклюзивную среду. Многие отмечают, что с помощью технологий и специальных методик можно добиться значительных успехов в исправлении нарушений речи, что вселяет надежду и вдохновение.
Методы лечения нарушений речи
Лечение основывается на первоначальной коррекции анатомических дефектов, если таковые имеются. Это в основном производится хирургическим путем: устранение расщелины твердого неба, губы.
Помощь стоматологов может понадобиться для устранения диастемы – широкого расстояния между резцами.
В терапии могут использоваться и физиопроцедуры.
Логопед изначально может назначить массаж языка, гимнастику и т.п.
В дальнейшем формируются четкие звуки, человек учится правильно произносить сначала звук, позже целое слово с проблемным звуком.
На заключительном этапе должно сформироваться автоматически отработанное правильное звукопроизношение.
Работа с логопедом, в зависимости от проблемы, может занять от 6 месяцев до 2 лет.
Наиболее распространенные нарушения речи
Дислалия
Нарушение звукопроизношения. До 5 лет считается физиологической нормой. Дети старше 5 лет должны произносить звуки правильно и в нужной последовательности.
Ребенок может заменять звуки, пропускать или же искажать.
Механическая дислалия развивается при нарушениях в анатомическом строении звуковоспроизводящих органов. Функциональная связана с проблемами в общении ребенка – запущенность, подражание взрослым с неправильным звукопроизношением и пр.
Дисфония и афония
Нарушение или полное отсутствие голоса, соответственно. При афонии человек полностью не имеет способности произносить звуки. При дисфонии голос воспроизводится как охрипший, осипший.
Дисфония может носить временный, функциональный характер. Это может быть из-за переутомления голосовых связок, из-за воспаления в гортани.
У мальчиков-подростков во время пубертатного периода происходит мутация голоса – ломка. Что также относится к функциональной дисфонии, связанной с эндокринной перестройкой.
Ринолалия
Развивается у детей с расщелиной неба. Чем больше расщелина, тем более выражены симптомы ринолалии.
Проявляется она как гнусавость голоса, звуки неразборчивы и могут сливаться в общую неразборчивую массу. Дети нуждаются в обязательном хирургическом лечении и ортодонтической коррекции.
Занятия с логопедом могут начинаться еще в дооперационный период. А после операции являются неотъемлемой частью восстановления детей.
Дизартрия
Вид нарушения речи, который встречается и во взрослом возрасте, и в детском. Связан он с нарушением иннервации мышц, которые непосредственно участвуют в формировании речи. К таким мышцам можно отнести язык, мышцы неба, мимические мышцы и пр.
Степень выраженности может быть разной: некоторые люди не способны произнести различимые слова, а некоторые имеют едва заметный дефект произношения.
Дети чаще всего обладают смешанной формой дизартрии и имеют трудности со звуковыми артикуляциями. Речь не имеет эмоциональную окраску, словарный запас маленький.
Одновременно наблюдаются проблемы с письмом – почерк неровный, буквы разновеликие. Быстрое написание невозможно. Грамматическая часть написания не страдает так сильно.
В чтении также есть проблемы – замены звуков, перестановки местами и т.п.
Чем раньше начата коррекция речи, тем большие шансы на лучший результат.
Заикание
Связано с судорогами мышц, участвующих в звукопроизношении. Судороги возникают только в момент, когда человек пытается высказаться.
Чаще всего заикание появляется у детей до 6 лет. Причины связаны с замедлением речи (при органическом поражении мозга) или с ускорением речи – при опережающем речевом развитии. Также стресс или испуг могут послужить поводом для заикания.
В период с 10 лет ребенок может начать стесняться заикания, а это может увеличить проблемы с устным общением. Развивается логофобия. Дети стараются общаться в мессенджерах.
Важно в это время не упускать шанс пообщаться с ребенком устно. Учителям не нужно вводить специальные письменные опросы для таких детей – это ухудшит степень заикания.
При необходимости логопед может назначить консультацию психолога, особенно если заикание не поддается хорошей коррекции.
Подробнее про отдельные нарушения речи:
- алалия;
- афазия;
- афония;
- дизартрия;
- дислалия;
- дисфония;
- заикание.
Вопрос-ответ
Какие есть нарушения речи?
Это нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия.
Как называется болезнь, когда нарушается речь?
Афазия – это утрата речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга. В результате человек теряет возможность говорить и/или воспринимать разговор на слух, а в некоторых случаях считать, читать или писать.
Как называются разные дефекты речи?
Дислалия (др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова + λαλιά «речь») — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и отсутствии неврологических расстройств. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. Если вы заметили у себя или у вашего ребенка нарушения речи, не откладывайте визит к логопеду или другому специалисту. Ранняя диагностика и коррекция помогут избежать более серьезных проблем в будущем.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду. Окружите себя и ребенка книгами, играми и разговорами на родном языке. Чтение вслух, обсуждение прочитанного и игры с использованием новых слов помогут развить речевые навыки.
СОВЕТ №3
Регулярно практикуйтесь. Уделяйте время ежедневным упражнениям для развития речи. Это могут быть артикуляционные упражнения, игры на развитие слухового восприятия или простые диалоги. Главное — делать это регулярно и с интересом.
СОВЕТ №4
Поддерживайте позитивный настрой. Важно создать комфортную атмосферу для общения, где человек с нарушениями речи не будет бояться ошибиться. Поддержка и понимание со стороны близких играют ключевую роль в процессе коррекции.